articles

Полипоидная хориоидальная васкулопатия: особенности и ответ на терапию бевацизумабом у пациентов европеоидной расы

диагностика
Полипоидная хориоидальная васкулопатия (ПХВ) считается разновидностью неоваскулярной возрастной макулярной дегенерации (ВМД), однако существуют некоторые разногласия по поводу того, следует ли классифицировать ее как отдельную нозологическую единицу из-за различий в демографических и клинических особенностях (Laude A et al, 2010). Неоваскуляризация при ПХВ представляет собой аномальную ветвящуюся сосудистую сеть с аневризматическими расширениями, называемыми полипами (Wong CW et al, 2016). Распространенность полипоидной васкулопатии в различных регионах мира неодинакова. По оценкам специалистов, доля ПХВ среди пациентов азиатских национальностей с неоваскулярной ВМД составляет от 20 до 60% (Li Y et al, 2014). Напротив, у представителей европеоидной расы доля ПХВ значительно меньше и, как сообщается, составляет 8–30% случаев (Liew G et al, 2021).

Ангиография с индоцианином зеленым (ICGA) считается наиболее надежным методом диагностики ПХВ, однако это исследование во многих странах не проводится рутинно, особенно в регионах, где это заболевание встречается редко. Флуоресцентная ангиография (ФАГ) – более распространенный метод визуализации, используемый для диагностики экссудативной ВМД. ФАГ может выявить наличие субретинальной жидкости и неоваскуляризации, но не позволяет четко визуализировать аневризматические поражения, что необходимо для постановки диагноза ПХВ. De Salvo G et al (2014) сообщили, что они смогли диагностировать ПХВ с чувствительностью 94,6% и специфичностью 92,9% на основании только данных оптической когерентной томографии (OCT): в пользу ПХВ свидетельствует наличие минимум трех из четырех нижеперечисленных признаков: множественные отслойки пигментного эпителия сетчатки (ПЭС), отслойка ПЭС в виде острого пика, отслойка ПЭС в виде выемки и округлая гипорефлективная область под ПЭС. Liu R и соавт. (2016) диагностировали ПХВ с чувствительностью 89,4% и специфичностью 85,3% при наличии минимум двух из трех следующих признаков: отслойка пигментного эпителия, симптом «двойного слоя» и «протрузия в виде большого пальца» (thumb-like protrusion). Эти данные показывают, что ОСТ может быть очень полезным методом скрининга в тех регионах, где ICGA не выполняется рутинно.

Оптическая когерентная томография с увеличенной глубиной визуализации (enhanced depth imaging optical coherence tomography, EDI-OCT) представляет собой неинвазивный метод визуализации хориоидальных структур. По данным EDI-OCT оказалось, что субфовеальная толщина хориоидеи (subfoveal choroidal thickness – SFCT) у пациентов с разными подтипами ВМД существенно отличается: при ПХВ она значительно выше, чем при типичной ВМД (Kim SW et al, 2011). Поэтому патогенез ПХВ связывают с застойными явлениями в сосудистой оболочке, которые сопровождаются увеличением толщины хориоидеи (Kuroiwa S et al, 2014). Тем не менее толщина хориоидеи при ПХВ может варьировать без статистически значимой взаимосвязи с клиническими особенностями, остротой зрения и результатами лечения (Venkatesh R et al, 2020). Shin JY и соавт. (2015) показали, что большая толщина хориоидеи при ПХВ ассоциировалась с худшими анатомическими результатами лечения, тогда как в глазах с тонкой хориоидеей наблюдалась наибольшая степень анатомического, но не функционального улучшения. Kong M и соавт. (2017) получили противоположные данные: ПХВ с тонкой сосудистой оболочкой чаще встречается у пациентов пожилого возраста и ассоциируется с менее выраженным улучшением после первых трех последовательных анти-VEGF-инъекций.

Читать далее
Новое в офтальмологии № 1 2023