articles

О диагностических зеркалах, применяемых офтальмологами и оториноларингологами

история офтальмологии
Как-то давно в разговоре с коллегой оториноларингологом мы не сошлись во мнении в вопросе о том, какой прибор появился раньше: ларингоскоп или офтальмоскоп.

Поскольку коллега настаивал, что ларингоскоп был изобретен раньше офтальмоскопа, я решил проверить его утверждение. И вот что выяснил.

Ларингоскопия может быть непрямой (в этом случае используется гортанное зеркало, которое врач вводит в ротовую часть глотки) и прямой, когда исследование проводится при помощи прибора, благодаря которому можно увидеть саму гортань, а не ее зеркальное изображение.

Интересно, что метод непрямой ларингоскопии и сам ларингоскоп были разработаны в 1854 г. человеком, далеким от медицины, – испанским певцом, музыкальным и вокальным педагогом Мануэлем Патрисио Родригесом Гарсия. Он интересовался движениями голосовых связок при пении и разрабатывал способы изучения физиологии голоса певцов. Именно М. Гарсия при помощи изобретенного им ларингоскопа – гортанного зеркала впервые увидел колеблющиеся голосовые связки во время фонации у живого человека. В следующем году он опубликовал наблюдения за своей собственной гортанью и голосовыми связками. Эти наблюдения М. Гарсия сделал с помощью небольшого зубного зеркала, введенного в горло, и солнечного света, отраженного другим зеркалом.

Он не ожидал значимости ларингоскопии для медицины, и для него было неожиданностью, что университет Кёнигсберга в 1855 г. присвоил ему почетную степень доктора медицины.

Мануэль Патрисио Родригес Гарсия (1805–1906) родился в Мадриде. Его отец был певцом и учителем пения, а одной из его сестер была Полина Виардо (1821– 1910) – испано-французская певица и композитор, муза Ивана Сергеевича Тургенева. В 1825–1827 гг. гастролировал с отцом по городам США; дебютировал как оперный певец в Нью-Йорке (1825). После отказа от карьеры на сцене в качестве баритона в 1829 г. начал педагогическую деятельность в вокальной школе отца в Париже. В 1842– 1850 гг. преподавал пение в Парижской консерватории. В 1848– 1895 гг. – профессор Королевской академии музыки в Лондоне. Среди его учеников были выдающиеся певцы. Написал несколько важных методических работ: «Записки о человеческом голосе» (1840), «Полное руководство по искусству пения» (1847), русский перевод – «Школа пения», 1956). Его педагогические принципы оказали значительное влияние на развитие вокального искусства XIX в. Умер в Лондоне в возрасте 101 года...

Читать далее Новое в офтальмологии № 1 2025